Этический кодекс государственных служащих РК

ПОЛОЖЕНИЕоб уполномоченном по этике
1. Общие положения
1. Уполномоченный по этике – государственный служащий, осуществляющий деятельность по обеспечению соблюдения норм служебной этики и профилактики нарушений законодательства о государственной службе, противодействии коррупции и Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан (далее – Этический кодекс), а также консультирующий в пределах своих функций государственных служащих и граждан.
2. Уполномоченный по этике руководствуется в своей деятельности законами Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года "О государственной службе Республики Казахстан", от 18 ноября 2015 года "О противодействии коррупции", Этическим кодексом, настоящим Положением, а также иными актами законодательства Республики Казахстан.
Самостоятельная должность уполномоченного по этике вводится в центральных государственных органах (за исключением правоохранительных и специальных государственных органов, а также Министерства обороны Республики Казахстан), имеющих территориальные подразделения либо территориальные подразделения ведомств, загранучреждения, а также в аппаратах акимов областей, городов республиканского значения, столицы.
В государственных органах, не имеющих территориальных подразделений либо территориальных подразделений ведомств (за исключением правоохранительных и специальных государственных органов, а также Министерства обороны Республики Казахстан), ведомствах и территориальных подразделениях центральных государственных органов, территориальных подразделениях ведомств центральных государственных органов, загранучреждениях, ревизионных комиссиях, аппаратах акимов городов областного значения, районов, районов в городах функции уполномоченного по этике возлагаются на служащих этих государственных органов.
Функции уполномоченного по этике возлагаются на государственного служащего, занимающего руководящую должность, а также снискавшего признание и уважение в коллективе.
Сноска. Пункт 2 в редакции Указа Президента РК от 01.06.2017 № 487 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
3. Лица, занимающие самостоятельную должность уполномоченного по этике, координируют и осуществляют методологическое руководство уполномоченных по этике ведомств и территориальных подразделений, загранучреждений, местных исполнительных органов районных уровней, входящих в структуру данных государственных органов, и подчиняются ответственному секретарю центрального исполнительного органа, а в случаях отсутствия ответственных секретарей или указанных должностных лиц – руководителю аппарата государственного органа либо лицу, имеющему право назначать и освобождать от должности.
Сноска. Пункт 3 в редакции Указа Президента РК от 01.06.2017 № 487 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
2. Основные функции уполномоченного по этике
4. Уполномоченный по этике в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
1) оказывает государственным служащим консультативную помощь по вопросам соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса;
2) способствует соблюдению государственными служащими установленных законами ограничений и запретов;
3) по поручению руководства государственного органа, в котором он работает, рассматривает обращения физических и юридических лиц по фактам нарушения норм служебной этики государственными служащими;
4) содействует формированию культуры взаимоотношений, соответствующей общепринятым морально-этическим нормам в коллективе;
5) в случаях нарушения прав и законных интересов государственных служащих принимает меры, направленные на их защиту и восстановление;
6) осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением норм служебной этики государственными служащими;
7) информирует руководство государственного органа о случаях непринятия руководителями структурных подразделений государственных органов соответствующих мер по фактам нарушения норм служебной этики;
8) в случаях нарушения государственными служащими законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса проводит анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и вносит руководству государственного органа рекомендации по их устранению;
9) в целях профилактики и недопущения нарушений законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса, а также формирования позитивного имиджа государственной службы взаимодействует с институтами гражданского общества и государственными органами;
10) на постоянной основе проводит с государственными служащими разъяснительную работу по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса;
11) в установленном законодательством порядке обращается к соответствующим должностным лицам с предложением о рассмотрении ответственности государственных служащих, допустивших нарушение норм служебной этики;
12) осуществляет иную деятельность в целях профилактики нарушений норм служебной этики.
5. Для выполнения возложенных функций уполномоченный по этике:
1) запрашивает и получает сведения и документы, необходимые для анализа причин и условий, способствующих нарушению государственными служащими законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса;
2) от имени государственного органа, в котором он работает, в установленном законодательством порядке обращается в уполномоченный орган по делам государственной службы (далее – уполномоченный орган) за разъяснением норм законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции, а также Этического кодекса;
3) вносит руководителю государственного органа предложение о поощрении лиц, внесших значительный вклад в формирование положительного имиджа государственного органа и позитивного климата в коллективе;
4) при необходимости, при рассмотрении вопросов, относящихся к его компетенции, вправе запрашивать и получать у кадровой службы личные дела государственных служащих, иные материалы и документы, касающиеся вопросов прохождения государственной службы.
6. Уполномоченный по этике в случаях получения необоснованного отказа, непринятия руководителем государственного органа соответствующих мер либо совершения им действий (бездействия), препятствующих исполнению функций уполномоченного по этике, уведомляет об этом уполномоченный орган либо его территориальное подразделение.
При поступлении такого уведомления уполномоченный орган либо его территориальное подразделение принимают соответствующие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы.
3. Организация деятельности уполномоченного по этике
7. При наличии обстоятельств, вызывающих обоснованные сомнения в беспристрастности руководителей государственного органа (конфликт интересов), которые могут привести к ненадлежащему исполнению должностных полномочий, уполномоченный по этике осуществляет свою деятельность на самостоятельной основе.
8. По результатам своей деятельности уполномоченный по этике представляет отчеты уполномоченному органу. Форма и сроки представления отчетов утверждаются уполномоченным органом.
9. Уполномоченный по этике осуществляет прием государственных служащих и иных граждан по вопросам, отнесенным к его функциям, в случае их обращений либо не менее одного раза в месяц согласно графику, размещенному в местах, доступных для всеобщего обозрения.
При необходимости беседа с гражданином или государственным служащим может быть проведена по телефону либо с использованием других средств коммуникаций, обеспечивающих надлежащую передачу информации.
В установленном законодательством порядке сведения об уполномоченном по этике, в том числе фамилия, инициалы, фотография, номера кабинета и телефонов, размещаются на интернет-ресурсе государственного органа и в местах, доступных для всеобщего обозрения в здании государственного органа.
10. В целях мониторинга соблюдения норм служебной этики, а также состояния морально-психологического климата в коллективе не менее одного раза в полгода уполномоченный по этике проводит анонимное анкетирование по форме, утвержденной уполномоченным органом.
Имидж и этика государственного служащего Республики Казахстан
За годы независимости Республика Казахстан добилась реальных успехов в своем социально-экономическом, культурном и политическом развитии. В Стратегии развития Казахстана до 2030 года одним из долгосрочных приоритетов было обозначено создание профессионального государства.
Реализация задач в деле создания высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления, которая стоит перед нашим государством, во многом обуславливается профессионализмом государственного служащего.
Одним из немаловажных шагов в данном вопросе является формирование позитивного имиджа государственного служащего Республики Казахстан. Формирование имиджа государственного служащего предусматривает идеологические, политические и культурные аспекты. Формирование положительного имиджа государственного служащего -- сложный и длительный процесс.
Процесс формирования положительного имиджа государственного служащего тесно связан и с политикой имиджа исполнительной власти. Основные положения, предъявляемые к позитивному имиджу государственного служащего, определены в Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан, в котором отмечается: «несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих».
Можно отметить, что государство целенаправленно работает в этом направлении. Достаточно сказать, что Постановлением Правительства от 21 сентября 2007 года № 825 утвержден План мероприятий по формированию и укреплению позитивного имиджа государственной службы на 2008--2010 годы.
Президент Казахстана Н. Назарбаев выделил основные качества, которыми должен обладать государственный служащий, чтобы эффективно управлять страной. Это -- высокая моральная ответственность, профессиональные знания, умение применять их на практике, честность, добросовестность, активная жизненная позиция. Каждый человек находящийся на государственной службе должен осознать всю значимость своей работы и просто быть патриотом своей страны.
Во всем мире государственный сектор постоянно находится в центре внимания, в центре жизни общества. Но укрепление, совершенствование структуры управления, реформы в сфере государственной службы не будут успешны, пока одна из ключевых фигур -- государственный служащий -- будет оставаться в глазах общественности носителем таких отрицательных черт, как непрофессионализм, бюрократизм, коррумпированность.
Этика и имидж государственных служащих.
В системе государственной службы республики происходят изменения, которые отражают тенденции во внутренней и внешней политике. Постепенно отрабатываются гибкая структура, новые технологии работы такой службы, повышается эффективность ее деятельности. Выступая как социальный институт и связующее звено между властью и гражданским обществом, государственная служба является вместе с тем институтом власти и управления.
Государственная власть станет сильной и продуктивной лишь тогда, когда кадровая политика будет совпадать с социальными и нравственными ожиданиями различных групп населения. Миссия формирования образа государства возлагается на его представителей - государственных служащих, требования к которым в реалиях сегодняшней жизни усиливаются. Государственному служащему мало быть профессионалом. Необходимо, чтобы он обладал еще и привлекательным, нравственно приемлемым для большинства социальных групп имиджем. Потому имидж государственных служащих - это прежде всего характеристика должностных лиц, работающих в органах власти, образ которых складывается под воздействием прямых и косвенных формирующих факторов.
Стереотипные реакции в общественном мнении складываются стихийно. Целенаправленно они формируются средствами массовой информации и, влияют не только на реальный образ государственных служащих, но и на «экранный», который соответствует ожиданиям и ценностным приоритетам населения. Имидж как целостный обобщенный образ государственного служащего - явление достаточно сложное и противоречивое. С одной стороны он отражает персональную личность, с другой - включает в себя имидж власти в целом, с третьей несет в себе социальные ожидания и ценностные ориентации населения. Формирование имиджа государственных служащих, как правило, происходит двумя путями: стихийно и целенаправленно.
Сложившийся в общественном сознании не очень привлекательный имидж государственных служащих демонстрирует острый дефицит нравственной составляющей, на что вынужден был обратить внимание и Глава государства, предъявляя повышенные требования к этике и нравственной культуре государственных служащих. Их имидж неразрывно связан с образом государства, его первыми лицами, с содержанием их деятельности. И чем выше положение должностного лица, тем взыскательнее относятся люди к нравственной чистоте и социальной ориентированности.
Профессиональная этика государственных служащих, которая представляет собой один из показателей политического уровня общественных взаимоотношений в социальном государстве, что связано с тем, что управленческий профессионализм государственных служащих не может ограничиваться только выполнением должностных обязанностей, но должен включать в себя как одну из составляющих этику взаимоотношений с различными слоями населения. И оттого, насколько высок уровень владения государственными служащими навыков этикета и соблюдения его правил, в определенной мере зависит профессиональный уровень его управленческой деятельности.[12]
Государственная служба -- это деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. Государственная служба Республики Казахстан призвана регулировать общественные процессы, обеспечивать целостность государства и реализацию интересов граждан Республики Казахстан. Во всем мире государственный сектор постоянно находится в центре внимания, в центре жизни общества.
Для государственной службы имидж имеет важное функциональное и статусное значение. Он является показателем уровня доверия к ней населения и критерием оценки обществом эффективности управленческой деятельности, проводимых государством преобразований. В настоящее время государство уделяет серьезное внимание вопросам, касающимся необходимости повышения имиджа государственных служащих. Формирование и укрепление позитивного имиджа государственного служащего Республики Казахстан является одним из приоритетных направлений в развитии государственной системы.
В Стратегии развития Казахстана до 2030 года одним из долгосрочных приоритетов было обозначено создание профессионального государства. Реализация задач в деле создания высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления, которая стоит перед нашим государством, во многом обуславливается профессионализмом государственного служащего. Президент Казахстана Н.Назарбаев выделил основные качества, которыми должен обладать государственный служащий, чтобы эффективно управлять страной. Это - высокая моральная ответственность, профессиональные знания, умение применять их на практике, честность, добросовестность, активная жизненная позиция. Каждый человек находящийся на государственной службе должен осознать всю значимость своей работы и просто быть патриотом своей страны.
Формирование и укрепление позитивного имиджа государственного служащего Республики Казахстан является одним из приоритетных направлений в развитии государственной системы.
Основные положения, предъявляемые к позитивному имиджу государственного служащего, определены в Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан, в котором отмечается, что «несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих».
Формирование положительного имиджа государственного служащего - сложный и длительный процесс. Работа и поведение государственного служащего всегда на виду. Его имидж - это часть имиджа государства. По работе государственных служащих, в частности по деятельности акимов сельских округов, и в целом всех руководителей государственных органов власти оценивают действенность власти, ее умение откликнуться на нужды и чаяния простых людей. Отсюда и огромная мера ответственности, которая лежит на плечах государственных служащих. Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих", - так начинается текст Кодекса чести государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих), утверждённого Указом Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года №1567.
Быть государственным служащим - это огромная честь, и потому помимо профессионализма важно обладать высокими нравственными качествами. Особенно сейчас, в условиях новых информационных технологий и свободы СМИ. Необходимо поднимать престиж государственной службы, чтобы люди претендующие на ранг государственных служащих четко осознавали меру ответственности перед народом.
Соблюдение государственными служащими содержащихся в Кодексе требований является их служебным долгом, а нарушение - влечёт предусмотренную ответственность.
Этическое поведение государственных служащих и степень их добросовестности по отношению к своим обязанностям является одним из важных индикаторов состояния общества в целом, уровня его коррумпированности, ситуации с инвестиционным климатом и т.д.
По мнению главы РК, в этих правилах отдельно должен быть выделен отдел по этике руководящих кадров. “Также должны быть предусмотрены меры ответственности за соблюдением этических норм госслужбы вплоть до понижения в должности или увольнения”, - отметил Н. Назарбаев. Государственный служащий, руководитель должен “распоряжаться властью, которую вам дали, но не поддаваться ее соблазну”, - отметил президент РК. “Иной раз, назначишь на должность, а потом он под ногой земли не чувствует”, - подчеркнул Н. Назарбаев.
Кроме того, по словам главы РК, руководителям госорганов и госслужащим в целом “нужно думать о благе общества, а не о выгоде для себя”. Необходимо управлять так, чтобы не потерять доверие людей, подчеркнул президент РК.
По мнению Н. Назарбаева, необходимо подбирать на должности тех, “кто способен профессионально вести дело”. Все это “должно стать нормой для нас”. Говоря о поведении госслужащих, Н. Назарбаев сказал, что каждый руководитель “должен знать, что по нему оценивается руководство государства”.
Общество рассчитывает, что государственный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своей Родине - Республике Казахстан. Этические нормы поведения для государственных чиновников могут значительно различаться в зависимости от традиций и особенностей той или иной страны. Так, если подарок, сделанный представителю государственной власти в большинстве индустриально развитых стран, может повлечь за собой административную, общественную, а во многих случаях и уголовную ответственность, то, к примеру, во многих ближневосточных странах данного рода событие может рассматриваться как вполне обычное явление. [8]
Исходя из вышеизложенного, формирование имиджа государственного служащего предусматривает идеологические, политические и культурные аспекты. Формирование положительного имиджа государственного служащего -- сложный и длительный процесс. Также государственному служащему мало быть профессионалом. Необходимо, чтобы он обладал еще и привлекательным, нравственно приемлемым для большинства социальных групп имиджем. Потому имидж государственных служащих - это прежде всего характеристика должностных лиц, работающих в органах власти, образ которых складывается под воздействием прямых и косвенных формирующих факторов.
ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАНУкрепление государственности в Республике Казахстан и становление гражданского общества предъявили принципиально новые требования к системе государственного управления и ее функциональному ядру - государственной службе. Вопрос о государственной службе как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов приобрел особую актуальность в связи с решением задач по формированию правового, социально ориентированного демократического государства. От государственных служащих во многом зависит судьба реформ в Казахстане, формирование гражданского общества и его взаимоотношений с государством. В этом аспекте все большее внимание исследователей и практиков управления привлекает социологический, управленческий и социально-психологический феномен, именуемый имиджем. Особое значение имеет социологический аспект, позволяющий рассматривать соотношение взглядов на государственную службу и государственных служащих - населения и самих работников органов государственной власти. Проблема имиджа государственной службы - это проблема восприятия государственного служащего, как со стороны общества, так и со стороны его коллег и вышестоящих лиц.Именно имидж еще на бессознательном уровне либо пробуждает желание сотрудничать, либо приводит к отторжению самой мысли о сотрудничестве. Важнейшим условием эффективности делового общения государственного служащего является знание им своих собственных коммуникативных возможностей, уровня коммуникативной компетентности. Известно, что чаще всего на государственную службу идут уверенные в себе люди, многие из которых считаются успешными, способными во всех отношениях, в том числе и в области делового общения. Часто эта уверенность оказывается обычным заблуждением, и государственный служащий узнает о собственных коммуникативных проблемах.Сегодня очевидно то, что подготовка государственных служащих требует от них не только глубоких творческих знаний и определенных практических навыков в решении различных управленческих задач и ситуаций, но и умения общаться, вести себя в обществе, проводить совещания, деловые беседы, не терять самообладание перед софитами камер, иметь навыки общения с прессой и дипломатическим корпусом.Основными требованиями в деловом общении, предъявляемыми государственному служащему являются: качества как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека) и красноречивость (способность воздействовать словом). Обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии - залог успешного создания личного имиджа.В настоящее время также складывается корпоративный имидж государственной службы как социального института. Безусловно, главной составляющей создания корпоративной идентичности является реальная работа организации, на основе которой и могут выявляться корпоративные характеристики. В идеале имидж государственной службы должен стать ответом на желания общественности. Персональный имидж присущ каждому человеку, и связан он с неповторимым своеобразием каждой личности. В связи с этим уже сейчас можно определить ключевые направления предстоящих реформ в системе государственной службы, повышения статуса формирования позитивного имиджа среди госслужащих:Имидж - сознательное явление, он не существует только на уровне отдельного человека, то есть, объект должен быть известен какой-либо группе людей (партнеров, потребителей, клиентов);Благоприятный имидж должен иметь точный адрес, вызывать к себе интерес, привлекать определенные группы партнеров;Имидж активен по своей сути, он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность как отдельных людей, так и целых групп;Имидж должен быть пластичным, оперативно изменяться, откликаясь на экономические, психологические, социальные условия;Имидж должен быть правдоподобным (соответствовать тому, что есть на самом деле или производить такое впечатление), в противном случае имиджу не верят, и он не достигает поставленной цели. Президент Казахстана – Н.Назарбаев выделил основные качества, которыми должен обладать государственный служащий, чтобы эффективно управлять страной. Это – высокая моральная ответственность, профессиональные знания, умение применять их на практике, честность, добросовестность, активная жизненная позиция. Каждый человек находящийся на государственной службе должен осознать всю значимость своей работы и просто быть патриотом своей страны. Формирование и укрепление позитивного имиджа государственного служащего Республики Казахстан является одним из приоритетных направлений в развитии государственной системы. Процесс формирования положительного имиджа государственного служащего тесно связан и с имиджевой политикой исполнительной власти. Основные положения, предъявляемые к позитивному имиджу государственного служащего, определены в Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан, в котором отмечается: «несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих». Имидж государственной службы зависит от качества услуг, предоставляемых государственными органами населению. В рамках формирования положительного имиджа государственной службы в республике планируется:- дальнейшее совершенствование антикоррупционного законодательства, укрепление антикоррупционной направленности этических норм поведения государственных служащих; - повышение доверия населения к органам государственной власти; - воспитание в государственных служащих патриотизма и неприятия коррупции, строгое и неукоснительное соблюдение Кодекса чести государственных служащих; - формирование в массовом сознании позитивного имиджа государственной службы, базирующегося на понятиях профессионализма, честности, открытости, вежливости и компетентности.В связи с этим проводится активная разъяснительно-пропагандистская работа в средствах массовой информации в целях формирования позитивного имиджа государственного служащего. Обеспечено регулярное обновление портала “электронного правительства” в части публикации материалов о деятельности государственных органов и лучших государственных служащих. Также обеспечена открытость, транспарентность государственной службы, проводится работа по воспитанию патриотизма, повышается привлекательность государственной службы в обществе, принимаются меры по воспитанию госслужащих, особенно молодых, на лучших примерах служения обществу и государству, высокопрофессионального, патриотичного, добросовестного несения государственной службы.
Директор департамента по связям с общественностью Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции Арман Бердалин провел встречу с государственными служащими местных и центральных исполнительных органов Актюбинской области
Сегодня директор департамента по связям с общественностью Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции Арман Бердалин провел встречу с государственными служащими местных и центральных исполнительных органов Актюбинской области.
В ходе встречи А. Бердалин подробно разъяснил о современной модели государственной службы, новой системе оплаты труда государственных служащих и рассказал о принимаемых мерах Агентством в сфере противодействия коррупции, повышения доли электронных государственных услуг и соблюдения норм этики государственных служащих.
«В текущем году в рамках реализации 5 и 6 шагов Плана Нации в Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции и его территориальных департаментах, Министерстве юстиции и акиматах Астаны и Мангистауской области в пилотном режиме введена новая система оплаты труда для административных государственных служащих. Она предполагает изменения, как в отношении исчисления ежемесячной заработной платы, так и в отношении премиальных выплат.
Что касается ежемесячной заработной платы госслужащих, то теперь должностной оклад зависит от характера и сложности работы. Это отличается от традиционной системы, которая учитывает только уровень должности и стаж работы госслужащего.
При старой тарифной сетке, работники министерств получали значительно больше служащих акиматов, а оклад любого руководителя был выше, чем у исполнителя, вне зависимости от содержания работы каждого.
Сокращение диспропорции в окладах госслужащих регионов и центра – это еще один значимый положительный аспект внедрения новой системы»,- сказал Арман Бердалин.
Кроме того, в ходе встречи особенно отметили о методах реализации проекта «Карта общественного контроля» и проекта «Өзгерістерді өзіңнен баста» программной статьи “Рухани Жаңғыру.
Участники встречи получили ответы на все интересующие их вопросы, а также внесли свои предложения и замечания.
О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан
Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153
В целях повышения требований к морально-нравственному облику и деловым качествам государственных служащих ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемые: 1) Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих); 2) Положение об уполномоченном по этике. 2. Признать утратившими силу некоторые указы Президента Республики Казахстан согласно приложению к настоящему Указу. 3. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию.
Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев
УТВЕРЖДЕН Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153
Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан(Правила служебной этики государственных служащих)
1. Общие положения
1. Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих. Общество рассчитывает, что государственные служащие будут вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую ими профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своей Родине – Республике Казахстан. Государственные служащие в своей деятельности должны быть привержены политике Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева и последовательно проводить ее в жизнь. 2. Настоящий Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих) (далее – Кодекс) в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан», от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции», общепринятыми морально-этическими нормами устанавливает основные требования к морально-этическому облику государственных служащих, а также базовые стандарты их поведения. Кодекс направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих. 3. Руководители государственных органов, в центральных исполнительных органах – ответственные секретари центральных исполнительных органов или должностные лица, на которых в установленном порядке возложены полномочия ответственных секретарей центральных исполнительных органов, а в случаях отсутствия ответственных секретарей центральных исполнительных органов или указанных должностных лиц – руководители центральных исполнительных органов обеспечивают исполнение требований настоящего Кодекса, размещение текста настоящего Кодекса в зданиях государственных органов в местах, доступных для всеобщего обозрения. 4. Государственный служащий в трехдневный срок после поступления на государственную службу должен быть в письменной форме ознакомлен с текстом настоящего Кодекса.
2. Общие стандарты поведения
5. Государственные служащие должны: 1) способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана; 2) быть честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность; 3) обеспечивать законность и справедливость принимаемых ими решений; 4) обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц; 5) противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, препятствующим или снижающим эффективность функционирования государственных органов; 6) повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей, соблюдать установленные законами Республики Казахстан ограничения и запреты; 7) своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности; 8) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера; 9) не распространять сведения, не соответствующие действительности; 10) обеспечивать сохранность государственной собственности, рационально, эффективно и только в служебных целях использовать вверенную государственную собственность, включая автотранспортные средства; 11) неукоснительно соблюдать служебную дисциплину, добросовестно, беспристрастно и качественно исполнять свои служебные обязанности, рационально и эффективно использовать рабочее время; 12) на постоянной основе принимать меры по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг; 13) не допускать совершения проступков и иных правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность. 14) соблюдать деловой этикет и правила официального поведения. Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность. 6. Государственные служащие не должны использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе для пропаганды своего отношения к ним. Государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций.
3. Стандарты поведения во внеслужебное время
7. Государственные служащие во внеслужебное время должны: 1) придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; 2) проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг; 3) не допускать со своей стороны нарушения требований законодательства, сопряженных с посягательством на общественную нравственность, порядок и безопасность, и не вовлекать других граждан в совершение противоправных, антиобщественных действий.
4. Стандарты поведения в служебных отношениях
8. Государственные служащие в служебных отношениях с коллегами должны: 1) способствовать установлению и укреплению в коллективе деловых и доброжелательных взаимоотношений и конструктивного сотрудничества; 2) пресекать либо принимать иные меры по недопущению нарушений норм служебной этики со стороны других государственных служащих; 3) воздерживаться от обсуждения личных и профессиональных качеств коллег, порочащих их честь и достоинство в коллективе; 4) не допускать действий (бездействия), препятствующих выполнению коллегами их должностных обязанностей. 9. Руководители в отношениях с подчиненными служащими должны: 1) своим поведением служить примером беспристрастности, справедливости, бескорыстия, уважительного отношения к чести и достоинству личности; 2) обеспечивать соблюдение принципов меритократии, при решении кадровых вопросов не оказывать предпочтения по признакам родства, землячества и личной преданности; 3) проявлять справедливость и объективность при оценке результатов их деятельности, а также применении мер поощрения и взысканий; 4) принимать меры, направленные на охрану труда, здоровья, создание безопасных и необходимых условий для эффективной деятельности, а также создание благоприятной морально-психологической атмосферы, исключающей любые формы дискриминации и посягательств на честь и достоинство служащих; 5) не использовать служебное положение для оказания влияния на их деятельность при решении вопросов неслужебного характера; 6) не принуждать к совершению противоправных поступков, а также поступков, не совместимых с общепринятыми морально-этическими нормами; 7) не допускать по отношению к ним необоснованных обвинений, фактов грубости, унижения достоинства, бестактности и некорректного поведения. 10. Государственные служащие, занимающие нижестоящие должности, должны: 1) при выполнении поручений руководителей представлять только объективные и достоверные сведения; 2) незамедлительно доводить до сведения руководства и уполномоченного по этике о ставших им известными случаях нарушений норм служебной этики и дисциплинарных проступках, дискредитирующих государственную службу; 3) не допускать действий (бездействия), препятствующих выполнению правомерных поручений руководителя; 4) не допускать в отношении руководства проявлений личной преданности, стремления к получению выгод и преимуществ за счет их должностных возможностей.
5. Стандарты поведения, связанные с публичными выступлениями,в том числе в средствах массовой информации
11. Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа осуществляются его руководителем или уполномоченными на это должностными лицами государственного органа. Государственные служащие должны вести дискуссии в корректной форме, не подрывая авторитета государственной службы. 12. Государственным служащим не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно: 1) не соответствует основным направлениям политики государства; 2) раскрывает служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию; 3) содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства, органов государственного управления, других государственных служащих. 13. Не допускаются публикации государственными служащими от имени государственного органа по вопросам, не связанным с проведением государственной политики, деятельностью государственного органа и государственных служащих. Публикация материалов по педагогической, научной и иной творческой деятельности может осуществляться государственным служащим только от собственного имени как частного лица. 14. При предъявлении к государственному служащему необоснованного публичного обвинения в коррупционных проявлениях он должен в месячный срок со дня обнаружения такого обвинения принять меры по его опровержению.
УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153
ПОЛОЖЕНИЕоб уполномоченном по этике
1. Общие положения
1. Уполномоченный по этике – государственный служащий, осуществляющий деятельность по обеспечению соблюдения норм служебной этики и профилактики нарушений законодательства о государственной службе, противодействии коррупции и Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан (далее – Этический кодекс), а также консультирующий в пределах своих функций государственных служащих и граждан. 2. Уполномоченный по этике руководствуется в своей деятельности законами Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан», от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции», Этическим кодексом, настоящим Положением, а также иными актами законодательства Республики Казахстан. Уполномоченный по этике вводится в центральных исполнительных органах, государственных органах, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан (за исключением правоохранительных и специальных государственных органов), аппаратах акимов областей, городов республиканского значения и столицы. 3. Возложение функций уполномоченного по этике в центральных исполнительных органах осуществляется – ответственными секретарями центральных исполнительных органов или должностными лицами, на которых в установленном порядке возложены полномочия ответственных секретарей центральных исполнительных органов, а в случаях отсутствия ответственных секретарей центральных исполнительных органов или указанных должностных лиц – руководителями государственных органов, в местных исполнительных органах – руководителями аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Функции уполномоченного по этике возлагаются на государственного служащего, снискавшего признание и уважение в коллективе.
2. Основные функции уполномоченного по этике
4. Уполномоченный по этике в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: 1) оказывает государственным служащим консультативную помощь по вопросам соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса; 2) способствует соблюдению государственными служащими установленных законами ограничений и запретов; 3) по поручению руководства государственного органа, в котором он работает, рассматривает обращения физических и юридических лиц по фактам нарушения норм служебной этики государственными служащими; 4) содействует формированию культуры взаимоотношений, соответствующей общепринятым морально-этическим нормам в коллективе; 5) в случаях нарушения прав и законных интересов государственных служащих принимает меры, направленные на их защиту и восстановление; 6) осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением норм служебной этики государственными служащими; 7) информирует руководство государственного органа о случаях непринятия руководителями структурных подразделений государственных органов соответствующих мер по фактам нарушения норм служебной этики; 8) в случаях нарушения государственными служащими законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса проводит анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и вносит руководству государственного органа рекомендации по их устранению; 9) в целях профилактики и недопущения нарушений законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса, а также формирования позитивного имиджа государственной службы взаимодействует с институтами гражданского общества и государственными органами; 10) на постоянной основе проводит с государственными служащими разъяснительную работу по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса; 11) в установленном законодательством порядке обращается к соответствующим должностным лицам с предложением о рассмотрении ответственности государственных служащих, допустивших нарушение норм служебной этики; 12) осуществляет иную деятельность в целях профилактики нарушений норм служебной этики. 5. Для выполнения возложенных функций уполномоченный по этике: 1) запрашивает и получает сведения и документы, необходимые для анализа причин и условий, способствующих нарушению государственными служащими законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса; 2) от имени государственного органа, в котором он работает, в установленном законодательством порядке обращается в уполномоченный орган по делам государственной службы (далее – уполномоченный орган) за разъяснением норм законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции, а также Этического кодекса; 3) вносит руководителю государственного органа предложение о поощрении лиц, внесших значительный вклад в формирование положительного имиджа государственного органа и позитивного климата в коллективе; 4) при необходимости, при рассмотрении вопросов, относящихся к его компетенции, вправе запрашивать и получать у кадровой службы личные дела государственных служащих, иные материалы и документы, касающиеся вопросов прохождения государственной службы. 6. Уполномоченный по этике в случаях получения необоснованного отказа, непринятия руководителем государственного органа соответствующих мер либо совершения им действий (бездействия), препятствующих исполнению функций уполномоченного по этике, уведомляет об этом уполномоченный орган либо его территориальное подразделение. При поступлении такого уведомления уполномоченный орган либо его территориальное подразделение принимают соответствующие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы.
3. Организация деятельности уполномоченного по этике
7. При наличии обстоятельств, вызывающих обоснованные сомнения в беспристрастности руководителей государственного органа (конфликт интересов), которые могут привести к ненадлежащему исполнению должностных полномочий, уполномоченный по этике осуществляет свою деятельность на самостоятельной основе. 8. По результатам своей деятельности уполномоченный по этике представляет отчеты уполномоченному органу. Форма и сроки представления отчетов утверждаются уполномоченным органом. 9. Уполномоченный по этике осуществляет прием государственных служащих и иных граждан по вопросам, отнесенным к его функциям, в случае их обращений либо не менее одного раза в месяц согласно графику, размещенному в местах, доступных для всеобщего обозрения. При необходимости беседа с гражданином или государственным служащим может быть проведена по телефону либо с использованием других средств коммуникаций, обеспечивающих надлежащую передачу информации. В установленном законодательством порядке сведения об уполномоченном по этике, в том числе фамилия, инициалы, фотография, номера кабинета и телефонов, размещаются на интернет-ресурсе государственного органа и в местах, доступных для всеобщего обозрения в здании государственного органа. 10. В целях мониторинга соблюдения норм служебной этики, а также состояния морально-психологического климата в коллективе не менее одного раза в полгода уполномоченный по этике проводит анонимное анкетирование по форме, утвержденной уполномоченным органом.
ПРИЛОЖЕНИЕ к Указу Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153
ПЕРЕЧЕНЬутративших силу некоторых указовПрезидента Республики Казахстан
1. Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567 «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2005 г., № 19, ст. 225). 2. Подпункт 9) пункта 1 Указа Президента Республики Казахстан от 27 ноября 2007 года № 446 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2007 г., № 43, ст. 499). 3. Указ Президента Республики Казахстан от 1 апреля 2011 года № 1180 «О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567» (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 30, ст. 365). 4. Указ Президента Республики Казахстан от 1 октября 2013 года № 651 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567 «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан 2013 г., № 58, ст. 786).
© 2012. РГП на ПХВ Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан