Вакансии

Перед Вами стоит интересная и творческая задача - помочь новому коллеге познакомиться с государственным органом, включиться в рабочий процесс, создать для него комфортную и дружескую атмосферу. В этом Вам помогут рекомендации, представленные ниже.
Переход на новое место работы неизбежно сопровождается определенным периодом адаптации. Задача наставника заключается в том, чтобы помочь сотруднику почувствовать себя комфортно в новом коллективе, осуществить организационные и разъяснительные мероприятия, связанные с назначением на новую, либо иную должность, а также передать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, опыт и знания, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
Наставник – это опытный сотрудник отдела или непосредственный руководитель, задачей которого является сопровождение и адаптация сотрудника в первые месяцы работы в государственном органе.
Рекомендации:
ü расскажите вашему новому коллеге, какая форма обращения принята в Вашем подразделении.
ü расскажите сотруднику о государственном органе, о структурном подразделении в котором Вы работаете, об особенностях работы государственного органа, об особенностях прохождения государственной службы в государственном органе. Последнее будет особенно интересно для сотрудников впервые поступивших на государственную службу.
ü ознакомьте сотрудника с разделами сайта государственного органа. Научите работать с ними.
ü проявите интерес к личности нового сотрудника. Спросите его о предыдущем месте работы, семье, достижениях, об образовании.
ü окажите сотруднику помощь в прохождении в здание государственного органа, в заказе временных пропусков для входа в здание государственного органа, пока его удостоверение или пропуск находится в процессе оформления.
ü при поручении первых заданий сотруднику спросите, как продвигается их выполнение и окажите помощь в случае возникновения затруднений.
ü будьте доброжелательны к новому сотруднику и внимательны к его нуждам. Будьте готовы отвечать на все возникающие вопросы. Проявляйте терпение и уважение.
ü помните, что именно Вам поручена ответственная и непростая задача по адаптации сотрудника в государственным органе, и именно от Вас зависит, насколько удачно сотрудник вольется в коллектив и пройдет установленный ему испытательный срок.
Кодекс наставника
1. Постоянно работайте над повышением своего профессионального и культурного уровня.
2. Будьте примером. Все, что вы требуете от наставляемого, вы должны знать и уметь сами.
3. Не забывайте, что наставник является руководителем процесса обучения, а не руководителем наставляемого.
4. Ведите диалог с наставляемым на равных, будьте дипломатичны.
5. Не говорите плохо о государственном органе и руководстве. Будьте лояльны по отношению к государству.
6. Умейте формулировать и ставить задачи.
7. Не обсуждайте со своими коллегами личные качества и недостатки ваших подопечных.
8. Умейте анализировать результаты и проводить их корректировку.
9. Правильно распределяйте время работы.
10. Комбинируйте различные способы обучения. Больше практики!
11. Творчески подходите к выполнению своей работы.
12. Всегда давайте обратную связь, как положительную, так и отрицательную.
13. Оценивайте не личность наставляемого, а проделанную им работу.
14. Хвалите наставляемого, если проделанная им работа заслуживает одобрения.
15. Уважайте мнение наставляемого.
16. Не бойтесь признавать свои ошибки.
17. Помогайте наставляемому преодолевать возникающие трудности.
18. Не допускайте, чтобы ваше плохое настроение сказывалось на работе с наставляемым.
Задачами наставничества являются:
ü оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
ü оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
ü ускорение процесса профессионального становления и развития лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
ü содействие в выработке навыков служебного поведения лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством;
ü обучение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
ü формирование у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам, гражданам и другим лицам;
ü формирование активной гражданской и жизненной позиции лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие у них ответственного и сознательного отношения к службе.
Обязанности наставника:
ü несет персональную ответственность за состояние работы по наставничеству, а также за конечные результаты работы служащего в соответствии с поставленными перед ними задачами;
ü осуществляет повседневный контроль за выполнением служащим плана адаптации;
ü оказывает помощь служащему в овладении избранной профессией, разъясняет ему функциональные обязанности, показывает приемы и способы их качественного выполнения, выявляет и совместно анализирует и устраняет допущенные ошибки;
ü служит положительным примером для служащего в эффективном осуществлении служебной деятельности, а также в самостоятельном решении поставленных задач;
ü привлекает служащего к активному участию в общественной жизни коллектива, агитирует к ведению здорового образа жизни, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, прививает патриотизм;
ü изучает волевые, деловые и нравственные качества служащего, его отношение к работе, коллективу, гражданам, а также его увлечения, наклонности, круг досугового общения;
ü помогает служащему преодолевать трудности, укреплять морально-психологическую устойчивость при выполнении должностных обязанностей;
ü своевременно принимает меры по недопущению нарушений дисциплины и законности служащим;
ü вносит в случаях необходимости предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает служащий, о применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
Права наставника:
ü принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения руководителю подразделения о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей;
ü привлекает служащего к активному участию в общественной жизни коллектива, агитирует к ведению здорового образа жизни, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, прививает патриотизм;
ü контролировать обеспеченность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, соответствующим рабочим местом и техническим оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий служебной деятельности.
За ненадлежащее исполнение обязанностей по наставничеству наставник может быть отстранен от осуществления наставничества, а также привлечен в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.
Обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество:
ü исполняет данные ему поручения, выполняет мероприятия, предусмотренные планом адаптации;
ü обращается за помощью к своему наставнику;
ü прилагает меры к повышению уровня своей профессиональной компетенции, развитию навыков и способностей, получению знаний;
ü активно участвует в общественной жизни коллектива;
ü перенимает у наставника эффективные формы и методы работы;
ü следует рекомендациям наставника при выполнении должностных обязанностей.
Права лица, в отношении которого осуществляется наставничество:
ü пользоваться имеющейся в подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
ü в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
ü при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю структурного подразделения.
Результатами эффективной работы наставника считаются:
ü освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
ü положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
ü самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
ü дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
Итоги наставничества:
Служащий после окончания срока наставничества готовит отчет о выполнении плана адаптации, других исполненных поручениях, приобретенных знаниях и навыках в период наставничества, замечаниях и предложениях по организации наставничества.
Отчет служащего представляется руководителю структурного подразделения, в котором он работает.
Наставник готовит отзыв на служащего, в котором отражаются результаты выполнения должностных обязанностей служащего, уровень его профессиональных знаний, развития навыков и умений, способность самостоятельно исполнять служебные обязанности, качество подготовки служебной документации.
Отзыв представляется руководителю структурного подразделения, в котором работает служащий.
В течение пяти рабочих дней со дня завершения наставничества, отчет служащего и отзыв наставника представляются службой управления персоналом (кадровой службой) совету наставников.
За образцовое выполнение служебного долга, значительный вклад в профессиональное становление и воспитание служащего совет наставников рекомендует уполномоченному лицу поощрить наставника в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.